Thursday, October 6, 2011

На какой ты стороне цифрового водораздела?

Драгоценный читатель, где ещё ты прочитаешь самое интересное о вычислительной инженерии и прочих вооброжаемых вещах, как не у меня, да ещё и на родном языке?

Сегодня в нашем эфире –  научный сотрудник RMIT (австралийского университета дизайна и технологий), автор замечательного блога для аспирантов http://thethesiswhisperer.wordpress.com/, Ингер Мьюберн. Ингер опубликовала на сайте RMIT свою статью о принципиальной важности технологии в научной карьере http://raws.adc.rmit.edu.au/~e81843/blog2/?p=786 и любезно согласилась на публикацию перевода.

***

На какой ты стороне цифрового водораздела?

Я закончила архитектурный вуз в 1996 году, когда мне было двадцать пять. После шести лет университета я была бедна, а архитектурная практика, мягко говоря, не наполнила мои сундуки золотом.

Архитектурная профессия оказалась не таким весельем, как мечталось. Я вкалывала в офисе за четыре доллара в час, и было этих часов великое множество. Иногда я работала ночи напролёт из-за нереальных сроков, никогда не получая за это сверхурочные.

Пройти через этот жизненный этап мне помогла выпивка, курево и парни – что угодно, лишь бы отвлечься от внутренней тревоги и растущего разочарования. Днями я тратила кучу времени, напоминая себе о том, что я вкладываюсь в своё будущее. Мне нужен этот опыт, убеждала я себя, чтобы потом получить стоящую работу. Мне повезло – говорила я себе – работать в крутых бюро, названия которых украсят мою биографию.

У меня было одно преимущество перед остальными коллегами: дикая компьютерная квалификация. Я была одной из всего трёх выпускников своего года, которые делали всю свою графику через ПО цифрового рендеринга. Тогда компьютеры были далеко не такими легкими в использовании, и многим не хватало умения разбираться в них.

В офисах многие карьеры были поставлены под угрозу ползучим нашествием цифровых технологий; некоторым вообще пришлось уйти из профессии. Иногда это можно было объяснить возрастом, но не всегда – многие мои ровесники научились справляться с технологиями, но так и не полюбили это дело.

Работодатели часто выговаривали мне в своих поучениях, что мои навыки визуализации с точки зрения клиента – необязательное украшательство. Я прислушалась к этому и отложила учебники о программах, чтобы посвятить себя изучению работы ендов. Так продолжалось до поры, когда я наткнулась на счёт, валяющийся на принтере.

Моё «украшательство» выставлялось в счёте клиенту по цене 250 долларов за час работы.

Это было начало конца моего романа с архитектурой. Вместо этого я завела роман со своим блогом The Thesis Whisperer, что и воодушевило меня превратить свои дикие компьютерные навыки в холодную бездушную монету. В конце концов я нашла работу у крупного застройщика и буквально на следующий день проснулась с удвоенной зарплатой.

Мои ровесники, укоренившиеся в архитектурной тусовке, насмехались над моей продажностью, а я праздновала успех за рулём позёрского авто, в путешествиях и с купленной на ипотеку чудесную квартирой в стиле «ар деко». (И по правде говоря, на некоторое время я стала совершенно несносной, но это совсем другая история.)

Зачем я всё это рассказываю? Потому что теперь, через пятнадцать лет, мне кажется, что происходившее в 90-х в архитектуре сейчас повторяется в академической среде. Уже долгое время образование испытывает ползучее проникновение высоких технологий. Как и те архитекторы девяностых, большинство преподавателей и ученых получили знакомство с технологиями, но осмелюсь предположить, что лишь немногие действительно воспринимают их.

Очень немногие из моих коллег ведут блоги или общаются в твиттере. И лишь некоторые в состоянии подарить себе радость использования чудесных новых, бесплатных онлайновых приложений, которые с легкостью решают задачи управления документами и библиографиями.

К чему я веду – к тому, что, по моему мнению, возник своего рода «цифровой рубеж», водораздел, который оставляет многих телепаться в прошлом. Возьмем меня для примера. Я веду блог немногим более года; у него есть хорошая нишевая репутация и успех гораздо больше того, который предполагался. Он вытягивает наверх мой собственный статус: меня упоминали в газете «Аустралиэн», в статьях международного значения, на меня ссылаются прогрессивные «светила» моей отрасли.

В результате меня приглашают читать лекции и писать статьи и книги, покупают мне перелёты по стране – всё это обычно доступно только опытным ветеранам. Если использовать традиционный путь признания через ссылки в статьях и посещение конференций, то всё это заняло бы минимум лет десять.

(Честно говоря, я не думала, что так случится, просто я люблю возиться с новыми технологиями, а остальное было приятным дополнением.)

Конечно, я по-прежнему пишу научные работы для журналов – нужно трезво понимать, что большинство специалистов в моей области и мой вуз не будут всерьёз воспринимать меня без этого. Удовольствие от научной работы, впрочем, не сравнится от удовольствия писать в интернете, и не только потому, что в интернете писать гораздо проще.

В работе с аспирантами посты в блогах значат больше, чем статьи в журналах. Большинство аспирантов, например, никогда не потрудятся прочесть те отличные исследования, идеи которых я могу опубликовать в виде легко усваиваемых фрагментов со ссылками на само исследование для интересующихся.

С помощью технологии я могу – вот как буквально сейчас – представить идеи общественности и улучшить их с помощью комментариев (которые, я надеюсь, оставит читатель). Короче говоря: моя профессиональная жизнь расцвела.

Но не только подобная широковещательная деятельность помогает работе. Мои исследовательские способности умножились посредством контактов через социальные сети.

Печалит, когда мне говорят о том, что твиттер – пустая трата времени. Этот пост был задуман после разговора двух пользователей, чьи реплики дали мне увидеть связь между прошлым и настоящим. Конечно, иногда работа прерывается присутствием реплик посторонних на моём мониторе, но эти затраты времени всегда приносят плоды.

Один пользователь из Великобритании, например, предоставил мне по почте библиографию со множеством ссылок на интересующие меня британские публикации – библиографию, составить которую у меня никогда не хватило бы времени. А другой пользователь при виде этого обсуждения предложил дальнейшую помощь по работе с источниками. Исследование, которым я занимаюсь, сильно выиграет в качестве от их помощи.

Такие связи отнимают время, но они же и дают многое. Думаю, объем моей сети профессиональных контактов может поспорить с таковым у некоторых заслуженных профессоров, которые потратили десятилетия на работу, публикации и перелёты по конференциям ради построения связей; а я для этого всего-то сидела на стуле и общалась в интернете. (И за это оные профессора, возможно, уже испытывают ко мне неприязнь?)

Множество учёных, с которыми я общалась, очень неохотно пробуют все эти ваши интернеты. Очень жаль – ведь их опыт и знания были бы здесь бесценны. Я понимаю, что эта публикация будет прочитана в основном людьми по эту сторону «цифрового рубежа». Но сколько же возможностей будет упущено теми, кто так напоминает архитекторов, не желавших разбираться с тем, как пользоваться клавиатурой?

Возраст, конечно, является фактором, но это не главное. Есть 50- и 60-летние профессора, чьим умениям в соцсетях можно позавидовать; и мы, поколение сорокалетних, не отстаём от них.

Но настоящая революция, думаю, у сферы образования ещё впереди. Будущее поколение пока ещё на студенческой скамье или скачет по практикам, но множество из них по-настоящему разбирается в технологиях, и об этом вам стоит задуматься.

Иначе настанет день, когда они придут на ваше место.

***

Ингер ждет ваших добрых, конструктивных комментариев. Спасибо за ваше время, такое дорогое в нынешний адов век информационного потопа.

No comments: